Члены Общественной наблюдательной комиссии Омской области приняли участие в видеоконференции «Роль общественных наблюдательных комиссий в защите прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания»

07.12.2017

В Омском общественно-политическом центре состоялась видеоконференция с членами общественных наблюдательных комиссий и членами региональных общественных палат субъектов Российской Федерации по теме: «Роль общественных наблюдательных комиссий в защите прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания».

Организовала конференцию комиссия Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК, с участием региональных общественных палат субъектов Российской Федерации.

Модераторами выступили: Бочаров Вячеслав Алексеевич, первый заместитель Секретаря Общественной палаты Российской Федерации, Каннабих Мария Валерьевна, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК.

От Омской области в конференции приняли участие члены Общественной наблюдательной комиссии, Общественного совета при УФСИН России по Омской области, сотрудники УФСИН России по Омской области, УМВД, прокуратуры. Собравшиеся обсудили ряд вопросов, касающихся соблюдения законных прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Доклад председателя Общественной наблюдательной комиссии Омской области Виктора Шандыбина:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодняшняя видеоконференция проходит накануне Дня прав человека, который будет отмечаться 10 декабря. Через четыре дня стартует рассчитанная на один год кампания, приуроченная к предстоящей 70-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека. Символично, что в 2018 году мы также будем подводить итоги десяти лет работы института общественных наблюдательных комиссий.

ОНК Омской области вносит в эту правозащитную деятельность свой вклад. С 31.10.2016 года 17 членов ОНК Омской области четвертого состава не менее раза в неделю посещали места принудительного содержания (72 посещения за год).

В полном соответствии с положениями Федеральных законов 76-ФЗ 2008 года и 59-ФЗ 2006 года по письменным и устным обращениям (лично, либо по телефону) осужденных, а также их родственников в рамках общественного контроля проводились личные приемы. Настольной книгой для членов ОНК стало изданное в 2016 году учебно-методическое пособие «Нормативно-правовое регулирование порядка обращения подозреваемых, обвиняемых
и осужденных за защитой своих прав».

За год поступило 17 письменных обращений, проведено 32 личных приема граждан (в том числе 23 – осужденных, подследственных и обвиняемых).

Кроме того бралась на контроль информация о нарушениях прав лиц, содержащихся в МПС Омской области, размещаемая в открытом доступе (в СМИ и на сайтах правозащитных организаций), по всем фактам проводились проверки и делались соответствующие выводы.

Как нам это удается? Мы действуем в строгом соответствии с утвержденным Регламентом.

Во-первых, традиционно соблюдается принцип координации деятельности председателем комиссии при равноправии всех членов ОНК, любая поступающая информации доводится до председателя, а затем принимается коллегиальное решение о порядке её реализации.

Во-вторых, перед посещением МПС запрашивается информация по существу обращения, уведомляется руководство ведомства, определяются сроки посещения. Хочу отметить, что за девять лет работы ОНК Омской области нам ни разу не было отказано в посещении МПС. В этом году мы активизировали работу по взаимодействию с прокуратурой Омской области и Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Омской области, Общественными советами при УФСИН и УМВД, совместные выезды по поступившим обращениям позволяют дать объективную оценку изложенной в них информации.

В-третьих, комиссией берутся на контроль так называемые «проблемные» осужденные, с некоторыми из них мы встречаемся неоднократно на протяжении ряда лет.

Со статьей «Работать без ажиотажа» об опыте работы омской комиссии можно ознакомиться на сайтах Общероссийской общественной организации «Совет ОНК» и УФСИН России по Омской области.

В заключение хотелось бы отметить, что члены комиссии не стоят в стороне от содействия социальной адаптации осужденных.

В качестве примера, оказано содействие в паспортизации не имевшего никаких документов (даже свидетельства о рождении), 36-летнего осужденного цыганской национальности.

Совместно с Общественным советом при УФСИН России
по Омской области организовано проведение акции по обеспечению лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, гражданской одеждой. С мая текущего года передано в Центр социальной поддержки населения г. Омска 367 единиц одежды и обуви. 33 осужденным передано при освобождении 144 предмета. Эта работа продолжается на постоянной основе.

Кроме того, по личной инициативе и с участием членов ОНК с осужденными регулярно проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия, осуществляется лекционная работа.

Информация о нашей деятельности доступна и регулярно размещается на новостных сайтах УФСИН, УМВД и Общественной палаты РФ.

Доклад заместителя председателя Общественной наблюдательной комиссии Омской области Наталии Бугровой:

Практика реагирования членов ОНК Омской области на жалобы и обращения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также их родственников

         Работа с обращениями и жалобами лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, является одним из важнейших направлений в деятельности Общественной наблюдательной комиссии. Тезисно представлю участникам конференции практику организации работы с обращениями и жалобами, сложившуюся в ОНК Омской области.

1. Согласно 76-ФЗ на первом заседании комиссии после вручения мандатов выбир

аются председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь комиссии. Также определяется адрес, по которому можно отправить обращение, и контактные телефоны. Данная информация председателем ОНК оперативно в течение 2-х дней передается в силовые ведомства: УФСИН, УМВД, Управление пограничной службы ФСБ, военные ведомства, имеющие гауптвахты.

Все обращения фиксируются секретарем комиссии. При этом в ОНК Омской области обращения и жалобы могут принимать все члены комиссии. После поступления обращения член комиссии сообщает об этом председателю, заместителю или секретарю для оперативного реагирования на поступившее обращение. Бывают случаи, когда поступает звонок на контактный телефон ОНК, но обратившейся хочет поговорить с конкретным членом ОНК. В этом случае записываются его контактные данные, сразу же принявший звонок связывается с членом ОНК, объясняет ситуацию и просит перезвонить по указанному контактному телефону для оперативного решения вопроса.


2. Все обращения учитываются в бумажном и электронном варианте. Ведется журнал регистрации и контроля обращений граждан. В журнале есть следующие колонки: номер п/п, дата поступления обращения, ФИО обратившегося, содержания обращения, кто принял обращение, результат. Каждое письменное обращение размещается в мультипапке, куда вкладываются документы по работе с обращением. Это может быть характеристика на осужденного, если он отбывает наказание в системе УФСИН, ксерокопия записи в журнале ОНК исправительного учреждения после приема по обращению, переписка с органами и ведомствами, если обращение требовало подобных действий, копия письменного ответа в случае необходимости. После начала работы четвертого состава ОНК состоялась дискуссия: нужно ли хранить обращения и жалобы, поступившие
в третьем составе. К однозначному ответу мы тогда не пришли, но папки с обращениями и материалы сохранили. Как показало время, поступили правильно. В комиссию поступило несколько обращений от тех, с кем мы уже взаимодействовали в третьем составе. Например, бывший осужденный, назову его К., обращался по поводу температурного режима в камере в зимнее время в период морозов. Вышел на свободу, но вскоре снова был задержан. Его новое обращение было вызвано беспокойством, в какое исправительное учреждение его поместят, так как это будет вторая судимость, он тревожился, что колония встретит его «негостеприимно». Попросил нас его «сопровождать». Мы пообещали, и обещание выполнили, что по прибытию в колонию, будем следить за его судьбой: размещением, трудоустройством, оказанием медицинской помощи.

В настоящее время председатель комиссии ведет электронный журнал учета обращений, поступающих Почтой России, по электронной почте, по телефонам.


3. Если мы отработали какое-либо обращение, например, по линии УФСИН, провели личный прием, при следующем посещении исправительного учреждения обязательно интересуемся судьбой нашего подопечного, в случае необходимости встречаемся повторно. Есть осужденные, обращавшиеся по поводу медицинской помощи, которых мы ведем и постоянно контролируем их состояние.

4. Основное правило в работе с жалобами и обращениями ОНК Омской области – оперативность. После поступления обращения – максимальный срок посещения – два дня. Основная часть учреждений ФСИН расположена на территории города Омска в пределах транспортной доступности, т.е. нет проблемы добраться до колонии. Два учреждения находятся на территории Омской области, поэтому четвертый состав комиссии был расширен 4 представителями общественных организаций, проживающих в местах расположениях проверяемых учреждений. Поэтому в случае поступления обращений из удаленных районов, мы также можем оперативно реагировать и оказывать помощь.


5. Отдельно хочу сказать об изменении характера обращений с момента начала работы четвертого состава ОНК. Если раньше большая часть обращений, и мы рассказывали об этом на семинарах Совета ОНК, поступала из следственного изолятора, и касалась вопросов процессуальных или следственных в ходе расследовании уголовных дел, то сейчас обращения поступают от родственников осужденных, которых направляют в исправительные учреждения Омской области из других регионов.

Суть данных обращений: не кормят, бьют, пытают, убили, не дают звонить и т.п. Иногда так и говорят, что пока мы с вами разговариваем, моего сына убивают в карантине. По этим обращениям мы выезжаем либо в тот же день, либо на следующий день. Если обращение поступило после обеда, мы можем даже вечером в случае необходимости зайти в колонию. Посещаем отряды и карантин, беседуем, с согласия осужденного осматриваем с участием медиков на наличие следов побоев. Но такие факты не подтверждаются. Сразу после посещения сообщаем обратившимся родственникам, что с их сыном (мужем, братом) все в порядке. Подобные звонки поступают и Уполномоченному по правам человека в Омской области. Они также оперативно реагируют на это. Мне лично пришлось принимать подобное обращение, это происходило в течение часа по телефону. Доказывали, что человек уже мертв. Как выяснилось на следующий день – жив, здоров, прекрасно себя чувствует, жалоб на условия содержания не имеет. Хочу особо подчеркнуть, что в исправительных учреждениях Омской области хорошие материальные и санитарно-бытовые условия содержания осужденных. Нет у нас текущих крыш, разбитых окон, неотапливаемых помещений, разбитых унитазов или раковин. В помещениях отрядов, клубах, медицинских частях, столовых, на территориях колоний – идеальная чистота. 


6. Отдельная группа обращений – от представителей религиозных конфессий. Поступают обращения о невозможности соблюдать религиозные обряды. Всегда они индивидуально разбирается. В Омской области назначен помощник начальника УФСИН по соблюдению прав верующих, хорошее взаимодействие с представителями, как православного, так и мусульманского духовенства. Мы проводим встречи с верующими различных конфессий. Последний случай. Информация о том, что осужденного-мусульманина кормят свининой, не подтвердилась. Необходимо сказать, что значительная часть поголовья свиней в Омской области в этом году из-за подозрения на чуму было уничтожено, да и в практике работы исправительных учреждений такого поголовья нет.


7. Еще одной тяжелой ситуацией, с которой приходится сталкиваться членам ОНК, являются суициды осужденных. Последний известный случай с Цыбулько С.А., вызвавший общественный резонанс. Мы с Виктором Дмитриевичем посетили следственный изолятор, просмотрели все материалы по этому делу: видеозаписи камеры наблюдения, записи с видеорегистраторов сотрудников, побеседовали с теми, кто проводил реанимационные мероприятия. Страшно, неприятно, но не так, как это было подано в социальных сетях. По нашему мнению было бы целесообразно с разрешения следственных органов показать вышеупомянутые видеозаписи родственникам покойного. Это тяжело, но чтобы они сами всё увидели и осознали.


В завершение выступления позвольте подвести некоторые итоги:

- ОНК Омской области ведет строгий учет обращений и жалоб;

- комиссия оперативно реагирует на поступившие обращения и жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными 76-ФЗ;

- работа с обращениями обсуждается на заседания комиссии, разбираются сложные случаи, принимаются коллегиальные решения;

- все члены ОНК Омской области могут принять обращения и жалобы, и в установленном порядке провести необходимые мероприятия.

Поделиться:

Дата последнего обновления: 07.12.2017 18:45

архив новостей

« Февраль »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 1 2 3 4 5 6
  2017 2016 2015  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

     

Прокуратура Омской области